вторник, 21 декабря 2010 г.

Легендарному партизанскому командиру Вилису Самсонсу - 90!


Человек – легенда.



В годы Великой Отечественной войны этот человек стал настоящей легендой. Однажды в бою, он буквально лицом к лицу столкнулся со здоровенным эсэсовцем. Немец успел выстрелить первым -- автоматная очередь хлестнула по телу. Чувствуя боль, молодой партизанский командир свалил гитлеровца метким выстрелом и с изумлением оглядел себя. Кровь не текла, ран не было видно… Вражеские пули лишь покорёжили запасной диск от ППШ и разбили гранату, висевшую на поясе. Судьба хранила его. Он стал одним из организаторов партизанского движения в Латвии. Его голову лично Гиммлер оценил в 10 тысяч рейхсмарок. Патриот, воин, Герой Советского Союза – Вилис Петрович Самсонс. 3 декабря 2010 г. ему исполняется 90 лет.

Он родился в Лиепненской волости (Алуксненский район). В 1940 году окончил Резекненский учительский институт. В 1941 г. ушёл на фронт. Сражался с врагом в рядах 201-й латышской стрелковой дивизии, участвовал в боях под Москвой и Старой Руссой. Потом добровольно стал партизаном.
С первых дней нацистской оккупации Латвии, наивные надежды местных националистических кругов на то, что Гитлер позволит восстановить прежнее Латвийское государство или хотя бы предоставит некую автономию, потерпели крах. Летом 1941 г. население в основном выжидало, пребывая в полной растерянности. Радикально настроенные националисты активно участвовали в истреблении  евреев и советских активистов, оправдывая это «местью за сталинские репрессии». Организовалась верная гитлеровцам латышская полиция порядка и безопасности, а также полицейские батальоны, которые беспощадно терроризировали непокорных как на родине, так и в других оккупированных областях.
Несмотря на беспощадный гитлеровский террор, зрела идея о сопротивлении, которая практически проявлялась в разных формах и отличалась идейной направленностью. Уже с осени 1941 года на территории занятой немцами Латвии существовали коммунистическое, латышское и польское национальные движения сопротивления. Особенно гестаповцы выделяли коммунистическое движение сопротивления в Лиепае, Риге, Даугавпилсе и в волостях Латгалии – и беспощадно боролись с ним. В действительности, назвать эти организации коммунистическими можно лишь условно, так как в них почти не было членов компартии. Спонтанно возникшими группами руководили оставшиеся в живых советские активисты и другие левонастроенные патриоты.
Разделенное на три части движение сопротивления имело связующую цель: как можно скорее изгнать страшную гитлеровскую власть, оградив нацию от эвентуальной опасности уничтожения. То, что постепенное уничтожение неизбежно, следовало из разработанного ведомством Гиммлера Генерального плана «Ост».
Группы латышского национального подполья преимущественно занимались «ненасильственной борьбой», ограничивались изданием нелегальной литературы, ожидая от Западных союзников (даже со стороны Швеции) в конце войны высадки в Латвию иллюзорного десанта. Борцы польского сопротивление из Латгалии, пробовали контактировать с представителями Армии Краева в Вильнюсе и были более радикальны.
На вооруженную борьбу с врагом решились только коммунисты, антифашистское движение сопротивления. Реально с оружием в руках действовали красные партизаны. Среди них особую славу приобрёл знаменитый партизанский командир – Вилис Самсонс.
В мае 1942 г. три небольших партизанских отряда, укомплектован­ных латышскими добровольцами, перешли линию фронта, сосредоточились в Ленинградском партизанском крае юго-западнее Старой Руссы и стали готовиться к дальнейшему пути.
Каждый боец должен был дей­ствовать на территории Латвии в своем, заранее намеченном районе. Предполагался путь в 400-500 км по занятой гитлеровцами территории. Боевым командиром соединения из 194 бойцов, стал Вилхелм Лайвиньш, обязанности комиссара были возложены на Отомара Ошкална, начальника штаба на Михаила Муравского. Первым отрядом командовал Хуго Винде, вторым -- Артур Балодис, третьим -- Вилис Самсонс.
В свой дальний рейд латышские партизаны отправились в ночь с 19 на 20 июня 1942 г. Противник бросил против них кара­телей. Начались ожесточенные бои с регулярными воин­скими частями и полицейскими батальонами врага. В ночь с 23 на 24 июня ударная группа, руководимая В.Самсоном и М.Муравским, совершила нападение на немецкую комендатуру в деревне Горбово и уничтожила 25 фашистов, в их числе и самого коменданта. Эта операция явилась первым самостоятельным ночным налетом латышских партизан на сильный гарнизон противника. Спустя два дня, у села Сорокино латышским партизанам пришлось выдержать серьёзное испытание. В схватке с карателями отличились бойцы В.Самсона: его 3-й от­ряд при поддержке 1-го отряда на окраине села окружил и полностью уничтожил около полуроты немец­ких велосипедистов. Всего противник потерял в тот день около сотни человек.
Гитлеровцы пытались задержать продвижение партизан и разгромить их, не подпустив к границам Латвии. Начались тяжелые, кровопролитные бои между разрозненными, утомленными в походах и заметно поредевшими партизанскими отрядами, с одной стороны, и во много раз превосходившими их силами врага, с другой. Партизанские группы вынуждены были отойти в Ленинградский партизанский край. За мужество и героизм, проявленные в том рейде Вилис Самсонс был награждён орденом Боевого Красного знамени.
В условиях приближавшейся зимы, не приходилось ожидать значительного роста партизанского движения. Такого мнения были, в частности, печать и полиция оккупантов, обещавшие зимой «выловить» всех партизан. Но именно зимой 1942/43 г. на территории Латвии удалось создать организационный центр антифашистской борьбы. Этому способствовала деятельность Латышского партизанского спецотряда (командир -- Вилис Самсонс, комиссар -- Отомар Ошкалн, секретарь партийной организации -- Имант Судмалис). Этот отряд,  в начале декабря 1942 г., в тяжелейших зимних условиях, проделав 200 километровый рейд и разбив в нескольких боях брошенных против них карателей, обосновался близ юго-восточной границы Латвии в партизанском крае в Освейских лесах (Белоруссия). Здесь в январе 1943 г. при спецотряде устроила свою базу и развернула работу Оперативная группа -- штаб по непосредственному руководству антинацистской борьбой в республике.
Обосновавшись в Освейских лесах, Латышский партизанский спецотряд с помощью русских и белорусских партизан начал пред­принимать боевые действия на территории Латвии. Объединяя мелкие группы местных партизан, действовавших в пограничной полосе, отряд вырос в значительную боевую единицу, помог белорусским парти­занам очистить от врага Освейско-Себежский партизанский край и организовать охрану его западных границ. Боевые операции, осуществленные в начале 1943 г. на тер­ритории Латвии, имели и большое политическое значение. Вести об этих операциях, быстро распространяясь по всей Латвии, помогали срывать гитлеровские мобилизационные планы, указывали путь к латвийскому партизанскому центру.
Совместно с калининскими и витебскими партизанами латыш­ские бойцы провели несколько крупных операций. Так, в ночь на 13 января 1943 г. объединенные партизанские силы, проникнув на территорию Латвии, овладели волостным центром Вецслабада (35 км юго-восточнее Лудзы).
В то время как большая часть партизанских сил блокировала пять гарнизонов вражеской пограничной охраны, ударная группа, состоявшая из белорусского отряда во главе с Петром Машеровым и отряда латышских партизан под руководст­вом Вилиса Самсона, незаметно преодолела пограничную зону и ворвалась в Вецслабаду, где разгромила IV полицейский участок Лудзенского уезда, волостное правление, почту и телефонную стан­цию, разогнала охрану и овладела тремя зерновыми складами гит­леровцев.
На процессе по делу нацистских военных преступников, состо­явшемся в Риге в 1946 г., бывший высший руководитель сил SS и полиции «Остланда» Еккельн показал, что в начале 1943 г. он вместе с командующим группой армий «Север» фельдмаршалом Кюхлером наметил осуществить крупную операцию по ликвидации Освейско-Себежской партизанской зоны. Еккельн спешил начать операцию и уничтожить этот партизанский край, в том числе и базу латышских партизан, еще до объявления мобилизации населения Латвии на службу в немецкую армию -- в латышский легион SS. Такой удар вернул бы партизанское движение в Латвии в прежнее состояние раздробленности и разобщенности, оставил бы его без руководства, лишил  жителей Латгале возможности избе­жать мобилизации в немецкую армию путем ухода в лес, в укре­пившиеся уже отряды латвийских партизан.
План карательной  экспедиции предусматривал  одновременное наступление на партизанский край с двух противоположных сторон силами двух ударных группировок. Восточная группировка, состоявшая из частей 3-й танковой армии (в составе примерно двух дивизий) и охранных войск, по при­казу командующего 3-й танковой армией генерал-полковника Рейнхардта начинала операцию под условным названием  «Schneehase» («Заяц-беляк») наступлением на запад от линии Невель -- Полоцк. Вторая группировка, состоявшая главным образом из немецких, ла­тышских и других полицейских батальонов, должна была под непосредственным руководством Еккельна вести насту­пление от границ Латвии на восток, осуществляя операцию под ко­довым названием «Winterzauber»  («Зимнее волшебство»).
В боях с карателями Латышский партизанский спецотряд В.Самсона оказался отрезанным от ос­тальных и остался в тылу вражеской группировки.«В этих условиях латышские партизаны развернули активные действия на дорогах, по которым двигались карательные части, шли по их пя­там, делали налеты на тылы противника и своими действиями вы­нудили карателей временно приостановить наступление на пар­тизанский край», -- писал А.Бордадын, один из белорусских партизанских командиров. Тяжелое ранение тогда получил командир отряда В.Самсонс и легкое -- И.Судмалис. Действия Латышского партизанского спецотряда на коммуника­циях вражеской карательной экспедиции получили высокую оценку объединенного партизанского штаба: «Большую роль в срыве пла­нов карателей сыграли смелые действия латышского отряда под командованием В.П.Самсона. Этот отряд по решению командова­ния действовал в тылу вражеской экспедиции, отвлекая на себя зна­чительные силы оккупантов».
Не сумев уничтожить партизан, нацисты отыгрались на мирном населении Освейского края, убивали женщин, детей и ста­риков, запирали их в сараях, которые затем сжигали. Часть трудо­способных женщин и подростков гитлеровцы вывезли на каторж­ные работы в Германию и в концентрационные лагеря.
В 1959 г. на стыке границ трех союзных республик в бывшем партизанском крае был воздвигнут «Курган дружбы» -- в память боевого содружества русских, белорусских и латыш­ских партизан в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны.
Освейско -- Себежская партизанская зона сыграла большую роль в истории латвийского партизанского движения. Отсюда первые боевые отряды латыш­ских партизан начали планомерное «ос­воение» территории Латвии. Сюда воз­вращались группы после неудач и поражений, с тем чтобы, отдохнув и пополнив вооружение, снова уйти в свои районы действия. Здесь на­шли убежище многие семьи партизан Латгале, искавшие спасения от террора гитлеровцев.
Традиционную тактику Латышского партизанского спецотряда -- в критический момент контрударом отразить натиск превосходящих сил противника и вырваться из окру­жения -- позднее переняли возникавшие новые отряды. В марте 1943 г. на базе спецотряда была создана Латвийская партизанская бригада (коман­дир -- В.Лайвиньш, комиссар -- О.Ошкалн).
Летом 1943 г. Оперативная группа и штаб Латвийской партизанской бригады приступили к переброске боевых групп в новые районы. Первым к выполнению задачи приступил 1-й отряд под командованием Вилиса Самсона.
17 марта 1944 г. на базе 1-го и 4-го отрядов была сформирована IЛатвийская партизанская бригада. Ее руководителями были назначены ветераны партизан­ской борьбы Вилис Самсонс (командир) и Янис Риктерс (комиссар). Силы I Латвийской партизанской бригады пол­ностью охватили своими действиями Валкский и Абренский уезды, частично Валмиерский уезд, а также северную часть Резекненского и Лудзенского уездов. В составе бригады было свыше 3 тыс. активных бойцов. С лета 1943 г. до осени 1944 г. партизаны северо-восточной части Латвии вывели из строя, в основ­ном путем организации диверсий на железных и шоссейных дорогах, несколько тысяч солдат и офицеров противника, взорвали 126 военных эшелонов, уничтожили 277 вражеских автомашин и большое коли­чество другой военной техники. Под ударами бригады находились важнейшие коммуникации немецкой 16-й армии -- магистрали Резекне -- Псков, Рига -- Абрене и Резекне -- Себеж.
Летом 1944 г. в Латгале и Видземе наплыв новых людей в отряды оказался настолько велик, что те оказались не в состоянии принять большую часть желающих. Командир I бригады В.Самсон отправил в Штаб такую радиограмму:  «Новых партизан можем получить в любом количестве, нужны только оружие и командиры. В против­ном случае боеспособность отрядов становится ничтожной... Име­ются группы, в которых на 15 человек остался только один старый партизан -- командир». 

В начале июля отряды I Латвийской партизанской бригады, рас­полагавшиеся ближе к линии фронта, первыми нанесли удары по вражеским магистралям, проходившим в зоне действий этих отря­дов.

Особенно значительных успехов добился взвод подрывников, который под руководством Василия Коно­нова действовал на только что проложенной железнодорожной ветке Абрене -- Красногородское. Она являлась единственной железнодорожной веткой, которая связывала центральный узел не­мецкой обороны на р. Великая -- район Опочки с тыловыми желез­нодорожными магистралями. В резуль­тате действий латышских партизан, движение поездов по этой линии было полностью парализовано до прихода частей Красной Армии. Лишившись этой, единственной во всей заболоченной округе железной дороги, вра­жеское командование утратило возможность свободно маневриро­вать своими резервами на данном участке фронта, а при отступле­нии не было в состоянии спасти боевую технику, особенно артилле­рию. Используя создавшуюся ситуацию, в которой гитлеровская полевая жандармерия выпустила из рук контроль над войсками, сотни легионеров дезертировали из своих частей и тайно вернулись в Латвию или же сдались наступаю­щим советским частям. Около 200 человек перешло к калининским партизанам, многие влились в ряды латышских партизан.



За годы войны Штабом Латвийского партизанского движения было учтено свыше 12 тыс. подчинённых ему участников партизанского движения в Латвии. В списках учтен­ных партизанских отрядов зачастую отсутствуют данные о невооруженных участниках партизан­ского движения, особенно о тех, кто был схвачен гитлеровцами и погиб в тюрьмах и концлагерях (их число составляет примерно 5-б тыс. человек). Окончательное число участников партизанского дви­жения в Латвии по предварительным данным, превышало 20 тыс. человек.

Такова была лепта антинацистских («красных») партизан Латвии в борьбу стран Антигитлеровского блока против нацистской Германии, которое наряду с этим уберегло латышскую нацию от угрозы уничтожения.
Трем латвийским партизанам -- Отомару Ошкалну, Вилису Самсону и Иманту Судмалису -- было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Вилис Петрович окончил Академию общественных наук, защитил диссертацию В 1949-50 годах – заведовал кафедрой философии в республиканской партийной школе, преподавал в Латвийском государственном университете. В 1950-60 годах он -- министр просвещения Латвийской ССР. С февраля 1960 года – главный учёный секретарь Президиума Академии Наук ЛССР. В 1963-72 годах -- главный редактор Малой энциклопедии ЛССР; с 1969 года -- председатель Научного совета по энциклопедиям и словарям. Работал в Институте истории Латвии Академии наук, заслуженный деятель науки ЛССР, автор 13 книг - исторические исследования и воспоминания. С 1958 по 1977 год Вилис Самсонс с экспедицией ученых и учителей ездил по Латвии собирать материалы по истории республики. Обширная информация -- документы, фотографии, около 100 воспоминаний современников -- хранится в академическом фонде Самсона как бесценное свидетельство истории. Долгие годы он возглавлял общества ветеранов 130-го Латышского стрелкового корпуса и латышских партизанских бригад. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, 2-я орденами Отечественной воины 1-й степени, 2-я орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.
Круг научных интересов Самсона включал не только историю партизанского движения Латвии. С юности он был увлечён поэзией Райниса, посвятил годы изучению творческого наследия этого величайшего латышского поэта. Как академик, Вилис Петрович возглавлял в 60-е годы уникальное издание 30-томного собрания сочинений Райниса и вряд ли кто-то ещё издаст Райниса в таком объеме.
Когда нибудь, Правда восторжествует, и Латвия по достоинству станет ценить своего верного сына -- Героя, воина, учёного. Настоящего Человека.


Игорь Гусев


Комментариев нет:

Отправить комментарий